Cinemaddict

Cinemaddict

Страницы

вторник, 19 сентября 2017 г.

mother!

мама!


Жанр: ужасы, триллер, драма, детектив
Режиссер: Даррен Аронофски
Сценарий: Даррен Аронофски
Оператор: Мэттью Либатик
Композитор: Йохан Йоханнссон
Оценки: Metacritic (74), Rotten Tomatoes (68%), IMDb (6.8), Kinopoisk (7.474)

Сюжет:
Отношения молодой пары оказываются под угрозой, когда, нарушая безмятежное существование супругов, в их дом заявляются незваные гости.

Обожаю, когда после просмотра фильма ты выходишь из зала и не воспринимаешь происходящего. Погружаешься в мысли и анализируешь увиденное ранее на экране. Когда люди кажутся актерами, а весь мир вокруг — кинопленкой. Вообще, люблю кинематограф за его влияние. На каждого человека влияет что-то свое, будь то книги, другие люди или религия. На меня влияет кинематограф, а точнее, видение режиссера. Да, я могу быть не согласна с сюжетом какого-то фильма, или же мне в принципе не понравится исполнение какой-то идеи. Но при этом, практически каждый фильм оставляет нечто свое. Иногда мне кажется, что мое тело и сознание состоит из разных фрагментов режиссерских видений. Не на все 100%, но влияние я определенно ощущаю.

Однако вернемся к "маме!" и ее основе. Я ознакомилась с несколькими отзывами и сказать что у меня "бомбит" - ничего не сказать. Знаете, каждый имеет право выражать свое мнение и отношение к определенным работам. Но меня пугает, действительно пугает тот факт, что этим миром, по большей части, управляют неспособные мыслить люди. Среди отзывов мне довелось прочесть очень много негативных, причем знаете, зачастую комментарии были вроде "грязные животные" или "это же поклонение Сатане!". Спешу расстроить этих товарищей — фильм как раз таки о Боге и о самих людях. Так что, научитесь смотреть слегка глубже, прежде чем обвинять авторов или прокатчиков в том, что "такое" показывают в кино. 

Заранее хочу дать совет тем, кто еще не смотрел. Даррен Аронофски (режиссер и сценарист фильма) специально держал все в тайне. Трейлеры были туманными, а описание не превышало одного предложения. Как по мне, это был правильный ход, чтобы дать людям возможность прийти, взглянуть и задуматься. Жаль только последний пункт мало кто выполнил. Но это сыграло на руку. Видите ли, в блоге я вывожу отдельной графой строчку "Сюжет", потому что зачастую, люди хотят иметь хоть какое-то представление о картине/рецензии и решить для себя, что делать дальше "смотреть" или "не смотреть". Но я сама стараюсь не читать и не знать информацию о фильме. Я редко смотрю трейлеры или тизеры. Для меня это как сгущенка и булочка, они сочетаются, но по форме разные. Мне интереснее прийти в кино с чистой головой. (О классике я как раз таки читаю, но об этом расскажу в другой раз). В 90% такая система работает отлично, ты узнаешь историю из самого фильма, от самих персонажей и погружаешься в историю от и до. Фильм становится некой загадкой, ответы на которую лежат в самой картине, нужно просто учиться смотреть сквозь некую пленку. В общем, я так никогда не перейду к подробному рассмотрению фильма, поэтому начинаю говорить по существу.

Возможны спойлеры!

В основе сюжета лежат библейские истории. Если внимательно смотреть фильм, то заметите одну деталь — у персонажей нет имен. Перед нами обычная пара, со своими проблемами и разногласиями. Далее, нас знакомят с другой парой, и снова мы не знаем имен. Внимательные зрители, в определенный момент, заметят проблему с ребром, а так же все сильнее будут думать о: "Причем тут все-таки мать?". Затем слишком явная подсказка — братоубийство. И вот здесь уже начинается плавная расшифровка всего происходящего. Первый час все очень тянется, похоже даже на средний фильм с обычным сюжетом. Но ближе к финалу начинает происходить жесть, которая в чистейшем виде показывает все человечество. Я конечно слегка запутанно излагаю сейчас, но фильм, отчасти, таким и является. Чтобы понять его, нужно посмотреть, а лично я, хочу посмотреть его еще раз, чтобы более четко отреагировать на мелкие детали. 

Тем не менее, несмотря на большое количество, порой, необъяснимых нюансов, фильм понятен и прост, хотя и заставляет переосмыслить некоторые вещи. Не спорю, что есть и сюжетные дыры, вроде того, почему все-таки Мать не могла просто уйти через дверь на встречу цивилизации, а просто дальше отсиживалась во всем хаосе. Однако, история специально так закручена, чтобы показать историю и человечество в своем истинном лице. 

Не обратить внимание на операторскую работу невозможно. Практически весь хронометраж камера двигается, что создает эффект присутствия и взаимодействия. Не спорю, может отвлекать и напрягать, тут сугубо на любителя, однако такой эффект работает, особенно когда показывают толпу. Происходит некое влияние и буквально хочется встать и идти за героями или людьми вокруг. Специфический способ, но давно известный всем, и я снова хвалю за это команду, потому что решение было правильным. Крупным планом показывают лица, и если в самом начале ты не понимаешь, зачем показывают каменные физиономия героев, то к финалу понимаешь что все это не зря.

Отсюда сразу нужно перейти к актерской игре. Признаюсь, я не поклонница Дженнифер Лоуренс, но в фильме "мама!" я поверила в страдания ее персонажа, в искреннюю улыбку и откровенную боль. Хавьер Бардем умудрился сделать так, чтобы в его персонажа ты влюбился, затем возненавидел, потом снова простил и в самом конце хотел удушить голыми руками. Кстати, перепрыгну слегка, но не упомянуть не могу. Весь фильм я не могла определиться, на чьей же я стороне. Мне нравилось, что Он (Бардем) хочет выйти в люди, найти что-то новое, и раздражала Мать (Лоуренс), которая то и делала, что всех подозревала и пыталась абстрагироваться. Затем все менялось, потом снова склоняешься к первому варианту и так несколько раз. Эта вечная неуверенность в своих же мыслях наталкивает лишь на идею, какой же бестолковый и неопределенный человек по природе. Пускай под конец уже и возникает точная определенность в выборе, но эти качели коснутся каждого, независимо от пола или возраста. 

Наверное, это одна из самых запутанных и объемных рецензий на моей памяти, но мне все равно мало. Повторюсь, люблю такое кино за возможность подумать и проанализировать вещи. Но описать и разъяснить все одними словами очень тяжело. Нужно прочувствовать и пропустить все сквозь себя, иначе очень трудно понять, что критик или автор отзыва имел ввиду. И еще, я не призываю ходить на такие фильмы, я стараюсь оставаться нейтральной. Мол, дело вкуса и все такое. Так вот, пора вбивать в голову людей, что на такое кино стоит ходить. Потому что оно заставляет думать, заставляет видеть реальные вещи и учит воспринимать действительность. Походы в кинотеатр на одни боевики и комедии — чушь. Учитесь открывать новые жанры и новых режиссеров. Начинайте с малого, с победителей или номинатнов на  премию "Оскар". Важно уметь видеть другое кино и открывать в себе любовь к новым жанрам. Вы научитесь понимать кино не просто как развлечение, а как искусство. Нам, любителям и ценителям кинематографа невероятно грустно, что кино становится бизнесом, чисто из-за того, что среднестатистический зритель не хочет посмотреть немного глубже, а то и вовсе не видит лежащего на поверхности. Давайте стараться открывать новые возможности и не топить наработанное годами. И вот в этом деле, я абсолютно согласна с высказыванием Аранофски о том, что человечество уничтожит все вокруг и само себя.

-Anna